«Описывая события, происходившие летом 1914 года в
эстонской деревушке, Ф. Сологуб акцентирует внимание прежде всего на действиях
персонажей и их поведении, вследствие чего нередко использует синтаксическое
средство выразительности – (А)________
(предложения 1, 2, 26, 28, 38). Но не менее важны автору и сами герои: их
внешний вид, чувства, мысли. Так, в создании образов Лизы и Пауля важную роль
играют тропы: (Б)_______ (в предложении 9, «ритмично бились… звуки» в
предложении 48) и (В)________ («ясные, детски чистые глаза» в
предложении 16, «бережная, жалостливая нежность»
в предложении 18, «счастливые, сияющие лица» в предложении 69),
на которые автор скупится при описании остальных героев. И троп, встречающийся
в речи Анны Сергеевны и Козовалова, – (Г)________ («точно рыцарь своей даме» в предложении 63, «точно
рыцарь Парсифаль» в предложении 72), – несмотря на сарказм, с которым это
произносится, лишь подчёркивает контраст между Лизой и Паулем,
с одной стороны, и её родными и знакомыми – с другой».
1) | ряд однородных членов предложения |
2) | сравнение |
3) | односоставные неопределённо-личные предложения |
4) | гипербола |
5) | фразеологизм |
6) | метафора |
7) | противопоставление |
8) | разговорная лексика |
9) | эпитет |
(1)Вечером опять сошлись у Старкиных. (2)Говорили только о войне. (3)Кто-то пустил слух, что призыв новобранцев в этом году будет раньше обыкновенного, к восемнадцатому августу, и что отсрочки студентам будут отменены. (4)Поэтому Бубенчиков и Козовалов были угнетены: если это верно, то им придётся отбывать воинскую повинность не через два года,
а нынче.
(5)Воевать молодым людям не хотелось: Бубенчиков слишком любил свою молодую и, казалось ему, ценную и прекрасную жизнь, а Козовалов не любил, чтобы что бы то ни было вокруг него становилось слишком серьёзным.
(6)Козовалов говорил уныло:
(9)Лиза досадливо вспыхнула. (10)Закричала:
(13)Из Орго призвали шестнадцать запасных. (14)Был призван и ухаживающий за Лизою эстонец, Пауль Сепп. (15)Когда Лиза узнала об этом, ей вдруг стало как-то неловко, почти стыдно того, что она посмеивалась над ним. (16)Ей вспомнились его ясные, детски чистые глаза. (17)Она вдруг ясно представила себе далёкое поле битвы
(26)Призванных провожали торжественно. (27)Собралась вся деревня. (28)Говорили речи. (29)Играл местный любительский оркестр. (30)И дачники почти все пришли. (31)Дачницы принарядились.
(32)Пауль шёл впереди и пел. (33)Глаза его блестели, лицо казалось солнечно-светлым,
(38)Дошли до леска за деревнею. (39)Дачницы стали возвращаться. (40)Призываемые начали рассаживаться в экипажи. (41)Набегали тучки. (42)Небо хмурилось. (43)Серенькие вихри завивались и бежали по дороге, маня и дразня кого-то.
(44)Лиза остановила Сеппа:
(45)Пауль отошёл на боковую тропинку. (46)Он шёл рядом с Лизою. (47)Походка его была решительная и твёрдая, и глаза смело глядели вперёд. (48)Казалось, что в душе его ритмично бились торжественные звуки воинственной музыки. (49)Лиза смотрела на него влюблёнными глазами. (50)Он сказал:
(54)Вдруг Лиза очень покраснела и сказала:
(58)Пауль вспыхнул. (59)Он наклонился, поцеловал Лизину руку
и повторял:
(60)И когда он опять посмотрел в её лицо, его ясные глаза были влажны.
(61)Анна Сергеевна шла на несколько шагов сзади и роптала:
(64)Бубенчиков передразнивал походку Пауля Сеппа. (65)Анна Сергеевна нашла, что очень похоже и очень смешно, и засмеялась. (66)Козовалов сардонически улыбался.
(67)Лиза обернулась к матери и крикнула:
(68)Она и Пауль Сепп остановились у края дороги. (69)У обоих были счастливые, сияющие лица.
(70)Вместе с Анною Сергеевною подошли Козовалов и Бубенчиков. (71)Козовалов сказал на ухо Анне Сергеевне:
(73)Анна Сергеевна с досадою проворчала:
(75)Лиза сказала, радостно улыбаясь:
(76)Анна Сергеевна в ужасе воскликнула:
(77)Лиза проговорила с гордостью:
(По Ф. Сологубу*)
* Фёдор Сологуб (1863