ЕГЭ Справочник

Введите ответ в поле ввода

Задание 16538

«Дмитрий Сергеевич Лихачёв ведёт беседу с читателем в присущем ему спокойном, взвешенном, рассудительном тоне. Учёный размышляет
о том, что всегда было для него, историка литературы и культуры, одной из важнейших ценностей, – о памяти. Важность этого «свойства бытия» подчёркивает приём – (А)_________ (например, «память» в предложениях 7, 29) – и такое синтаксическое средство, как (Б)_________ (предложение 7). Лексическое средство выразительности – (В)_________ («хранить» – «беречь» в предложении 29) – отражает связь памяти
с нравственными категориями. Троп – (Г)_________ («прошедшее входит в настоящее» в предложении 12) – помогает Д.С. Лихачёву обратить внимание читателей на роль памяти в противостоянии времени».

1)

сравнительный оборот

2)

метафора

3)

гипербола

4)

риторическое восклицание

5)

парцелляция

6)

лексический повтор

7)

противопоставление

8)

синонимы

9)

фразеологизм

Прочитайте текст и выполните задания #.

(1)Память  одно из величайших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого…

(2)Лист бумаги. (3)Сожмите его и расправьте. (4)На нём останутся складки, и, если вы сожмёте его вторично, часть складок ляжет по прежним складкам: бумага обладает «памятью». (5)Памятью обладают отдельные растения, камень, на котором остаются следы его происхождения и движения в ледниковый период, стекло, вода и т.д. (6)Сложнейшими формами родовой памяти, позволяющими новым поколениям совершать перелёты в нужном направлении к нужному месту, обладают птицы. (7)А что говорить о «генетической памяти»  памяти, заложенной в веках, памяти, переходящей от одного поколения живых существ к следующим! (8)Запоминается то, что нужно; путём памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются бытовые, семейные, трудовые навыки, общественные институты…

(9)Память противостоит уничтожающей силе времени. (10)Это свойство памяти чрезвычайно важно. (11)Принято примитивно делить время на прошедшее, настоящее и будущее. (12)Но благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединённым с прошедшим. (13)Память  преодоление времени, преодоление смерти. (14)В этом величайшее нравственное значение памяти.

(15)«Беспамятный»  это, прежде всего, человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки. (16)А безответственность рождается отсутствием сознания того, что ничто не проходит бесследно. (17)Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в памяти его личной и в памяти окружающих. (18)Он сам, очевидно, не привык беречь память о прошлом, испытывать чувство благодарности к предкам, к их труду, их заботам и поэтому думает, что и о нём всё будет позабыто.

(19)Совесть  это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершённого. (20)Но если совершённое не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. (21)А значит, без памяти нет совести.

(22)Вот почему так важно воспитываться в моральном климате
памяти  памяти семейной, народной, культурной. (23)Семейные
фотографии  это одно из важнейших «наглядных пособий» морального воспитания детей, да и взрослых. (24)Уважение к труду наших предков, к их традициям и обычаям, к их песням и развлечениям. (25)Да и просто уважение к могилам предков.

(26)Как личная память человека формирует его совесть, его совестливое отношение к его личным предкам и близким  родным и друзьям, старым друзьям, то есть наиболее верным, с которыми его связывают общие воспоминания,  так историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живёт народ. (27)Может быть, можно было бы подумать, не строить ли нравственность на чём-либо другом: полностью игнорировать прошлое с его неизбежными ошибками и быть устремлённым целиком в будущее, строить это будущее на «разумных основаниях» самих по себе, забыв о прошлом с его тёмными и светлыми сторонами.

(28)Это не только не нужно, но и невозможно. (29)Хранить память, беречь память  это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками.

(По Д.С. Лихачёву*)

* Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906 1999 гг.)  советский и российский филолог, искусствовед, сценарист, академик РАН; автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры.

 

Решение:

6482
Другие задачи на эту тему
Задание 15721 Задание 15760 Задание 15799 Задание 15838 Задание 15877 Задание 15916 Задание 15955 Задание 15994 Задание 16070 Задание 16109